Система генератор — двигатель (Г—Д) из всех систем с электромашинными преобразователями получила наибольшее распространение в крановых электроприводах. Среди систем управления, обладающих высокими регулировочными свойствами, система Г—Д до недавнего времени являлась наиболее эффективной для обеспечения широкого диапазона регулирования при всех условиях нагрузки кранового электропривода. В крановом электроприводе сложилось несколько типовых решений, используемых, как правило, для крупных и ответственных установок, каковыми являются рудноугольные перегружатели, крупные монтажные краны, плавучие краны и т. д. В системе Г—Д регулируемое напряжение подводится к якорю двигателя постоянного тока от генератора. Двигатель имеет независимое возбуждение с регулируемым током возбуждения, в результате чего в системе осуществляется двухзонное регулирование частоты вращения- уменьшение частоты вращения путем уменьшения напряжения генератора и увеличение частоты вращения путем уменьшения тока возбуждения двигателя. Диапазон регулирования скорости может быть обеспечен в пределах до 20 : 1 без применения тахо- генераторов или иных устройств контроля частоты вращения. Электроприводом по системе Г—Д управляют путем изменения силы и направления тока возбуждения генератора. Применяют два типа систем управления:
- с релейно-контакторным регулированием в цепях возбуждения;
- с бесконтактным регулированием силы тока возбуждения с помощью магнитных усилителей или тиристорных регуляторов.
По способу питания главной цепи системы управления также имеют два исполнения:
- с постоянно замкнутой главной цепью, когда якорь двигателя постоянно соединен с якорем генератора;
- с коммутируемой главной цепью, когда от одного генератора поочередно могут получать питание несколько двигателей, отключаемых и подключаемых с помощью контакторов при отсутствии напряжения в генераторе.
Система Г—Д обладает хорошими регулировочными характеристиками, сравнительно невысокой стоимостью и большим сроком службы Однако наличие вращающихся преобразователей делают эту систему громоздкой: ее отличают неудовлетворительные массо-габаритные характеристики, что является основным условием, ограничивающим ее применение. Кроме того, система Г—Д требует регулярного обслуживания и повышенных затрат на профилактический уход. Поэтому в последние годы все более широкое применение начинает находить аналог системы Г—Д система ТП-Д.