Система генератор-двигатель

Система генератор — двигатель (Г—Д) из всех систем с электромашинными преобразователями получила наибольшее распро­странение в крановых электроприводах. Среди систем управле­ния, обладающих высокими регулировочными свойствами, си­стема Г—Д до недавнего времени являлась наиболее эффективной для обеспечения широкого диапазона регулирования при всех условиях нагрузки кранового электропривода. В крановом элек­троприводе сложилось несколько типовых решений, использу­емых, как правило, для крупных и ответственных установок, каковыми являются рудноугольные перегружатели, крупные монтажные краны, плавучие краны и т. д. В системе Г—Д регу­лируемое напряжение подводится к якорю двигателя постоянного тока от генератора. Двигатель имеет независимое возбуждение с регулируемым током возбуждения, в результате чего в системе осуществляется двухзонное регулирование частоты вращения- уменьшение частоты вращения путем уменьшения напряжения генератора и увеличение частоты вращения путем уменьшения тока возбуждения двигателя. Диапазон регулирования скорости может быть обеспечен в пределах до 20 : 1 без применения тахо- генераторов или иных устройств контроля частоты вращения. Электроприводом по системе Г—Д управляют путем изменения силы и направления тока возбуждения генератора. Применяют два типа систем управления:

  • с релейно-контакторным регулированием в цепях возбу­ждения;
  • с бесконтактным регулированием силы тока возбуждения с помощью магнитных усилителей или тиристорных регуля­торов.

По способу питания главной цепи системы управления также имеют два исполнения:

  • с постоянно замкнутой главной цепью, когда якорь двига­теля постоянно соединен с якорем генератора;
  • с коммутируемой главной цепью, когда от одного генератора поочередно могут получать питание несколько двигателей, от­ключаемых и подключаемых с помощью контакторов при отсут­ствии напряжения в генераторе.

Система Г—Д обладает хорошими регулировочными характе­ристиками, сравнительно невысокой стоимостью и большим сроком службы Однако наличие вращающихся преобразователей делают эту систему громоздкой: ее отличают неудовлетворительные массо-габаритные характеристики, что является основным условием, ограничивающим ее применение. Кроме того, система Г—Д тре­бует регулярного обслуживания и повышенных затрат на про­филактический уход. Поэтому в последние годы все более широкое применение начинает находить аналог системы Г—Д система ТП-Д.